Мы все рады, что Иисус нас спас, оправдал, очистил и омыл, но мы все знаем, что на этом не заканчивается наше христианство. Есть несколько точек зрения на этот счёт. Одна чисто законническая, когда люди думают, что, если они будут исполнять определённые правила, то  у них всё будет хорошо.  Другая точка зрения заключается в том, что люди думают, если Иисус всё  за них совершил, то теперь всё, что им нужно, - это любить. Истина где-то посередине.  Да, Иисус совершил то, что мы сами никогда бы не смогли совершить. Но есть Слово Божье, которое является для нашей души направляющим законом, за рамки которого нам не стоит выходить.  Продолжается путь, продолжается бой, духовная борьба продолжается, атаки никогда не прекращаются, на каком бы уровне своего духовного развития мы ни были, только что уверовали или уже какое-то время в церкви. Библия говорит, что нельзя ставить пресвитером новообращённого человека, чтобы не возгордился. Новообращённые имеют склонность к греху и к возвышению, потому что это сущность грешного человека.

          Что отличает праведника от грешника? Иудаистское учение говорит, что разница между праведником и грешником заметна, когда Всевышний дарует величие. Первый грех  - это гордыня, на основании гордыни зародилась зависть. Самое главное отличие - это гордыня, она никуда не уходит, не исчезает, всегда существует в нашей жизни, как вода присутствует в воздухе. Люди, имея или не имея величия, желают, чтобы к ним было особенное отношение для их самоутверждения, самовыражения. Гордыня выражается по-разному. Комплекс неполноценности - это обратная сторона гордыни. Дьявол действует на человека для того, чтобы он искал, как себя утвердить, чтобы можно было восполнить неполноценность деньгами, званием, образованием, особенными откровениями. Человек пытается утвердиться. Мужчины утверждаются над женщинами,  женщины над мужчинами, им тяжело, трудно. Все ждут определённого восхищения, удовлетворения, и если этого не находят, то приходит обида,  происходит разделение,  и человек погибает.

          Бог даёт таланты, величие, благословение каждому человеку, каждый в чём-то талантлив, у каждого есть особенное дарование, данное не  для того, чтобы этим возвеличиваться, а для того, чтобы этим служить. К сожалению, многие люди служат для самоутверждения. На самом же деле должен быть явлен Иисус Христос, Его Имя должно быть прославлено, а не человек, как личность. В мире люди стараются пригласить великих людей, актёров, популярных шоуменов, они  склонны прислушиваться к тому, что те говорят. Люди, чего-то добившиеся, возвышаются, их возвеличивают. Людей, не сумевших чего-то добиться, принижают. Хотим мы или не хотим этого, но мы живём в этом обществе, мир действует на  нас. Если мы себя не погружаем в  Библию, в Слово Божье, если мы себя оцениваем по мирским меркам, то попадаем  в очень серьёзное искушение быть захваченными гордыней. Если есть чем гордиться, то можно начать гордиться, если нечем гордиться, то можно начать унывать.  То и другое является грехом, то и другое является иссушением души, через которую Дух Святой уже не сможет действовать, потому что она поражена, плесень начинает ее разъедать, поэтому очень важно, чтобы мы  правильно оценивали себя.

         Это и есть духовная борьба - отслеживать, что происходит с душой. Душа -  это сад, в котором должны вырастать плоды. Мы занимаемся огородом и смотрим, что появилось, мы переживаем, чтобы растения дали плоды, ухаживаем за ними. Нужно так переживать за свои души, если что-то нехорошее в душах появилось, нужно побрызгать Словом Божьим, поискать Бога в молитве, осознать,  что происходит. Если  ничего не делать, то эта плесень съест душу. Первым, чью душу гордыня съела, был Каин. Гордость присутствовала, но нужно было что-то, чтобы она проявилась. Каин пошёл приносить жертву Богу. Но жертва  не понравилась Богу, и какой же был взрыв негодования в душе у Каина, даже ни столько на Бога, сколько на того, кто принёс правильную жертву.  Библия говорит, что Авель принёс жертву, угодную Богу, сделав это верою. Что было в Каине?  Скорее всего, это была самоуверенность: «Я это  сделаю, и Богу будет приятно».  Он приносит, а Бог говорит ему «нет», а  Авелю «да».  Очень много людей  уходит со служения из-за этого. Когда говоришь человеку, что он не очень правильно это делает, что нужно измениться, а он в ответ говорит, что тогда вообще ничего делать не будет. Хорошо, если человек совсем из церкви не уходит, а бывает, что уходят и очень плохо заканчивают. Таланты даны Богом не для того, чтобы человек надмевался над другими, а чтобы другим служил. Каин был талантлив, он построил город, но внутри у него было разрушительное семя от сатаны, и если его не выкорчевать, то оно разъест. Этому нужно очень серьезно противостоять.

           Вспомним  Лота, одного из праведников. С ним  гордыня тоже сыграла злую шутку. Когда стада Лота стали очень большими, он пришёл  к Аврааму и сказал, что они уже не могут быть вместе, что он уже такой же, как и Авраам, что у него такие же стада, что он уже сам всё сможет. Пока он был вместе с Авраамом, Божье благословение было на нём, но как только ему дали право выбора, он выбрал не Духом Божьим, а своими глазами Содом и Гоморру. Лот не погиб, у него какое-то время было всё благополучно, он жил в хорошем городе. Спустя время Лот вышел оттуда голым, без жены, с двумя дочерьми, и стал проотцем проклятых народов.

          Фараон египетский в Исходе говорит: «Кто такой Господь, чтобы мне слушать Его?» Что это? Это гордыня. Своим богам он служил, но здесь он восстаёт, не смиряется и лишается всего: своего первенца, своего войска, целого народа. Корей, один из лидеров служения, пресвитер, если переложить на сегодняшнюю церковную структуру, возмутился: «Почему только Аарон, почему только Моисей,  только они решают, куда нам идти?»  Корей начинает восставать. Но Господь сказал, что это они против Него восстают. Разверзлась земля, и Корей со всеми восставшими и со своими семьями провалились.  Навуходоносор был умным правителем, отстроившим Вавилон, много всего доброго сделавшим, но однажды, выйдя на балкон, проговорил слова, изменившие его жизнь (Дан.4:27). Гордыня росла, росла в нём и проявилась. Бог показал ему, кто он на самом деле, отняв у Навуходоносора разум. Один из православных священников сказал: «Никогда не надмевайся над падшими людьми, не думай, что они такие потому, что Бог отпустил их поводок, а твой ещё держит, если Он отпустит его, неизвестно, что будет с тобой» (Мф.23:12). Бог просто взял и отпустил «поводок» Навуходоносора, и тот 7 лет жил, как животное. Потом разум к Навуходоносору возвратился, он вернулся на царство. Это было чудом, ведь многие люди не возвращаются.

         Гордыня делает с людьми очень интересные вещи. Был царь Иудейский Ровоам. Он был сыном Соломона. Единственное, чему он не научился, - это смирению. Что произошло, когда он достиг царского звания, стал царем, мы узнаём из (3Цар.12:3-11).  Государство распалось, 10 колен из 12 создают своё государство со своим царём. Царём становится раб Соломона, который создаёт рабское государство. Первое, что он делает, - отливает двух тельцов вместо Бога, потому что он раб, у него нет отношения сыновства с Богом.

        В Ветхом Завете мы видим много примеров, когда гордость вдруг затуманивала разум у нормальных людей, которые до какого-то момента двигались нормально. Гордыня присутствует, наверное, во всех людях, нет человека, который  бы сказал, что он смирен. Пусть лучше хвалят другие. Это то, о чём Иисус говорил людям, с которыми Он общался. Человек  не может по-настоящему верить Богу, если он ищет славы, признания, почтения у людей. Мы не можем веровать, если друг от друга принимаем славу. Бог гордым противится. Если человек имеет в себе желание быть первым, чтобы его благодарили, быть первым, чтобы его хвалили, чтобы ему почести воздавали, то он имеет  проблемы. Иисус говорил, что есть фарисеи, которые любят, чтобы их называли учителями, им нравилось, чтобы их почитали, им нужно было это почтение. Нет ничего плохого в этом, и Иисус говорит, что мы должны почитать и уважать. Плохо, если человек начинает этого стяжать, ждать, требовать по отношению к себе (Мк.10:43). Мы не хотим быть слугами. Мы хотим, чтобы нам служили, ведь  это приятно, это здорово, а это, как раз, и есть проявление нашей человеческой гордыни (Гал.1:10).

         Божье и человеческое очень чётко различаются. Если мы ищем чего-то, то мы должны искать благоволение от Бога, прежде всего. Как мы можем понять, благоволит ли к нам Бог или нет? Мы слышим это внутри себя. Без общения с Богом человек, если душа его не омывается Духом Святым, он не чувствует Духа Святого, не чувствует обличения, не чувствует направления Духа Святого, то он мёртвый человек, даже если он в церкви.  Иисус сказал, что Его овцы слышат голос Его, слушаются голоса Его, что  они идут за Ним (Ин.10:27). Для человека, который не имеет отношения с Богом, важно мнение людей, а не Господа  (Лк.17:10). Нам не надо никакой благодарности, не нужно ничего, мы сделали то, что должны были сделать, и вся благодарность, которую мы получили от Господа, - это прощение наших грехов, мы никогда не сможем за это расплатиться. Иисус рассказал притчу о том, что званные на пир хотят  занять лучшие места. Ничего нет плохого, чтобы сидеть на лучшем месте. Плохо, когда человек этого ждёт, этого хочет, и если его посадили не туда, куда бы он  хотел, то он проявляет возмущение (Лк.14:7-11), (Иак.2:1-7).

          Пусть Бог даст нам глаза, которые видели бы точно так же, как видит Иисус, чтобы мы  не оценивали  мирскими мерками. Внутри каждого человека происходит борьба. К сожалению, мы оцениваем людей по их успехам, а не по тому, как Бог их видит, и в этом наша беда. Нам необходимо глубокое покаяние в своей сущности, нам необходимо признаться самим себе, что мы нуждаемся в Господе, в обличении Духа Святого. Гордецу трудно осознать, что он живёт в гордыни, поэтому голос Духа Святого очень важен. В Библии есть примеры, когда гордецы падали перед Богом и раскаивались, а Бог благословлял их и  начинал возвышать. Когда мы осознаём свое положение, Бог меняет ситуацию.

           Гордыня или смирение показывают нам, праведники мы или грешники. В Торе говорится, что когда Всевышний Бог даёт величие, праведники в это время «уменьшают» себя.  Грешники же, когда Всевышний Бог возвышает их, наполняются гордыней. Это различие связано с тем, что праведники рассматривают всё происходящее с ними, как милость Божью. Поэтому, чем больше милость, тем менее достойными этой милости праведники кажутся себе,  поэтому и «уменьшают» себя. Грешникам же кажется, что все их успехи - следствие их собственных достоинств, поэтому, когда достигают величия, возвеличивают себя и наполняются гордыней. Было ли у нас возмущение, негодование на Бога за то, что Он что-то нам не дал, когда мы молились?  Значит, гордыня укоренилась в нашей душе и нашем духе.

          У нас впереди год, будут успехи и неудачи. Если у нас что-то получится, нам не нужно задирать носы и говорить: «Это я, Бог через меня это сделал, я главный». Также не нужно,  если что-то не получилось, говорить: «Всё, я ничего не умею, я ухожу». Нужно воспринимать успехи и неудачи, как определённую Божью волю. Кому-то  Бог даёт возвышение, кому-то даёт сделать ошибку, но и то, и другое служит к нашему созиданию. Если у нас есть что-то хорошее, есть успех, давайте не гордиться, а искать Божьего, а если наоборот, то тоже искать Божьего лица, прежде всего, молиться о человеке и спрашивать  Божьего мнения по поводу него. Не сразу оценивать. Молиться нужно о Божьем: «Господь, покажи мне, что в этом человеке? Я вижу его плохие стороны, не могу его уважать, доверять, но это не всё, что в нём есть, помоги мне относиться  и видеть правильно, чтобы моё отношение было правильным». Тогда будет другая ситуация в церкви, тогда мы изменимся, церковь изменится, мир изменится, тогда мы действительно будем друг друга любить.

Проповедовал пастор церкви С. Н. Гревцев.