В притче рассказанной Иисусом Христом в (Мк.4:3-20) идёт речь о семени, которое бросает сеятель. Смысл этой притчи разъяснен Самим Господом. Подобно семени, о котором мы читаем, Евангельское Слово носит в себе начало жизни, как семя. Семя перед посевом можно под микроскопом рассмотреть, изучить его химический состав и знать точно, сколько в нём калия, магния, белка, органики, неорганики, а можно просто взять и посеять,  не изучая. Так и  Евангельское Слово одни люди берут и изучают, а кто-то просто берёт и сеет это Слово в своё сердце. Если мы это семя евангельское пустим в своё сердце, тогда мы поймём, что такое истинно духовная жизнь, что такое настоящая жизнь.

     В (Ин.17:3) Иисус, обращаясь к Отцу, говорит: «Да знают Тебя». Слово «знают» - это не интеллектуальная составляющая, это скорее интимный формат, это как муж и жена познают друг друга, так и Господь настолько близок к нам, что и мы должны стремиться к Нему, чтобы знать Его.  Если мы принимаем Евангельское семя, Слово Евангелия, то Оно даёт нам знание истинного Бога, потому что действительно является семенем спасения и семенем вечной жизни. Если просто о Нём говорим и не принимаем внутрь своего сердца, то Оно нам ничего не даёт. При наличие благоприятных обстоятельств это семя, брошенное в человеческое сердце, возрастает и приносит достойные плоды. Какие  самые главные плоды христианской жизни? Это добрые дела и святая жизнь. Если нет святой жизни, если  нет добрых дел, то, сколько бы мы ни хвалились, сколько бы ни говорили, нет в нас христианства, и семя мы не впустили внутрь.

     Подобно семени, Слово Евангелия вечно хранит в себе живую силу. Ученые, проводившие раскопки гробницы фараона, нашли захороненные рядом с фараоном скот, рабов и очень много зерна. Эти семена, пролежавшие в земле около 4000 лет, ученые посеяли, и семена проросли и дали урожай. Семя Евангелия обладает  такой же вечной силой. Оно, как и 2000 лет  назад, также волнует и трогает нас, оно радует и утешает, оно судит и смиряет, оно затрагивает самые сокровенные струны нашего сердца. Умирают человеческие и философские системы, забываются политические теории, какими бы они выдающимися ни были, блекнут цветы поэзии, но Слово Божье живо, действенно и острее меча обоюдоострого, потому что этот меч разделяет наши души и дух,  отделяет душевное от духовного, показывает нам, чего в нас больше - душевного или духовного. От этого разделения нам очень больно, потому что мы часто стремимся людям пустить пыль в глаза и пытаемся  преподнести себя с выгодной стороны. Но Господь разделяет и судит помышления наших сердец.

      В Слове Божьем сокрыта вечная живая истина. Она не на поверхности, её нужно взять усилием. Обладая этой скрытостью и, в то же время, доступностью, Слово Божье не всегда приносит одинаковый урожай и не во всякое время. Это зависит от той почвы, куда мы бросаем это семя. И когда мы читаем эту притчу и соотносим её с собой, то она вдруг начинает  приобретать совсем другой смысл, становится более живой, более личной, потому что это интересно уже лично нам. Почва - наше сердце, мы это понимаем; мы все слушатели и читатели, мы получаем свою долю святых семян, и всё зависит от нас, получаем или не получаем. Мы все хотели бы, чтобы в нашем сердце была плодородная почва, чтобы приносить урожай в 30,60,100 крат, и мы  поражаемся, а почему же наши всходы такие чахлые, почему не бывает такого сильного урожая, почему очень много сорняков, сорной травы? Вопрос для каждого из нас очень и очень актуальный.  Давайте подумаем над этим. Для того, чтобы с успехом возделывать землю, необходимо изучить саму почву, её состав, свойства, потому что именно от этого будет зависеть, какие нужно использовать удобрения, какие способы возделывания почвы и т. д. Точно так же происходит и в нашей  духовной жизни. Почему Слово Божье подчас бесплодно, почему Оно не даёт результата? Как найти способы обработки почвы, чтобы она была более восприимчива к Слову Божьему? Мы часто себя спрашиваем: «Почему одни люди духовны, а у меня не получается? Почему сердце не открыто для Бога?» Для этого постараемся изучить почву нашего сердца и выяснить, что в нашем сердце препятствует успешному произрастанию семени.

 Итак, в притче говорится о четырёх типах  почвы, три из которы не дают плода. Первый тип почвы, первый тип людей -  почва при дороге (Мк.4:4; 4:15). Их сердце похоже на проезжую дорогу,  и семя, падая  на эту дорогу, даже не проникает в почву. Оно не проникает в сердце, а остаётся на поверхности и является легкой добычей птиц. Что это за люди, у которых сердце даже не открывается,  не отзывается на это Слово? Это грубые натуры, плотского, животного склада, самый примитивный тип людей, и в  настоящее время таких людей много, их  становится больше и больше. Эти люди живут скорее утробной жизнью: вкусно поесть, сладко попить, много поспать, хорошо одеться. Им не интересно то, что касается духа. Евангелие вызывает только тупое безразличие, Оно не пробивает даже внешней коры эгоизма и не проникает в сердце. Если иногда и остаётся на поверхности памяти на какое-то короткое время, то лишь для того момента, пока очередной приток или волна сластолюбия или греха  не накроет и не  украдёт, как птица, и не поглотит всё без остатка.  Сердце остаётся твердым и непроницаемым, абсолютно нетронутым. К этому типу почвы относятся также люди очень легкомысленные, которые живут поверхностными впечатлениями. Сущность психики таких людей - праздное любопытство. Им просто интересно полюбопытствовать, это зеваки, они легко возбуждаются, но  полученные впечатления не связаны с глубокими основами душевной жизни, то есть, то, что они услышали, никак не связано с тем, что существует в их душевной жизни. Их любопытство всегда бесцельно и абсолютно беспредметно, они ко всему подряд проявляют интерес, но нет смысла в  их любопытстве. Впечатления свои оценивают только по одному принципу: щекочет это им нервы или нет. Всё, что щекочет нервы, касается их; всё, что не щекочет нервы, им не интересно. Им безразлично, что и кого слушать - хорошего проповедника или рок-группу, присутствовать на проповеди или смотреть боксёрский бой; они понимают и твёрдо верят в то, что весь мир создан исключительно для их развлечения, и к каждому явлению на земле они подходят с этой меркой. Если они слушают вдохновенного проповедника, если видят, что проповедник говорит о правде, о святости, о Великом Любящем Боге, то могут сказать: «О, он так хорошо, красиво говорит или у него выработанная изящная речь, он очень грамотно говорит» Это для проповедника самое страшно оскорбление, это унизительная похвала. Если же проповедник будет стонать и плакать о грехе, будет проливать слёзы, изливать своё сердце и горечь перед людьми, то у таких людей это вызовет следующий комментарий: «У него драматический талант» Как будто перед ними стоит артист сцены, который, как клоун, пришёл повеселить их. Эти люди, как правило, люди мелкой души.  Для них жизнь - это  не серьезная задача, которая должно быть полна смысла поисков, а просто фарс. Люди такого сорта Евангельское Слово слушают, но не воспринимают Его. Другая разновидность людей, которая относится к первому типу, - это люди так называемые «рассеянные»,  люди с разбросанными мыслями, у них нет стержня, нет определённого плана, нет цели, к чему бы они стремились, нет чего-то такого, что было бы центром их жизни, нет чего-то такого, за что можно было бы умереть. Как правило, они не знают какого-то своего главного радикального направления в жизни. У них всё в жизни непостоянно, всё изменчиво – сегодня одно, завтра другое, никакого порядка, никакой системы, одно увлечение сменяется другим, один план сменяется другим, они многое начинают, пробуют, но ничего не заканчивают. К большому сожалению, очень многие люди так живут. Учить их чему-то более серьёзному, проповедовать Слово Божье им почти бесполезно. Такие люди мало-помалу теряет отзывчивость, способность воспринимать что-то серьёзно, и их сердца становятся сухими, равнодушными и жесткими,  как дорога. Таковы три разряда людей, которые принадлежат к первому типу  почвы. У всех этих людей общее то, что Семя Божье абсолютно не  проникает в их душу, в их сердце; Оно  их не волнует, не радует, не возбуждает, а просто иногда на какое-то время остаётся на поверхности, в памяти, в сознании, но не приносит  никакого плода,  и очень скоро погибает.

      Немного лучше обстоит дело со вторым типом почвы (Мк.4:5,6; 4:16,17). Таких людей тоже много, они всегда стремятся к любви и добру, у них живой и быстрый отклик, но Слово Божье не захватывает их настолько, чтобы начинать что-то делать, начинать трудиться над собой, бороться с препятствиями или каким-то образом побеждать враждебное течение, какие-то страсти. Услышав евангельскую проповедь о правде, о любви, эти  люди очень быстро зажигаются,  но очень быстро гаснут. Эти вспышки мимолетных увлечений бывают очень сильны, как вспышка молнии, и в этот эмоциональный всплеск люди готовы на всё. Но проходит какое-то время, и, как после сгорания магния остаются  только дым и копоть, так у этих людей на следующий день остаётся досада на свою трусость и дряблость, так как они уже не готовы  идти, не готовы что-то делать. Они даже сожалеют о том, что вчера позволили себе такую слабость, как восхититься и пустить Бога в своё сердце. К суровой борьбе или длительному противостоянию, к усилиям такие люди вообще не готовы, для них усилие и послушание - самая главная преграда к тому, чтобы войти в Царствие Божие. Как сегодня стих (Мф.11:12) некомфортен для многих людей. Для них должен делать всё Христос, Он должен быть автоматом для выполнения их желаний. Если не будет этого, то тогда церковь,  Христос перестают  быть интересными  для них. На каменистой почве может расти только мелкая травка. Кто был в горах, тот видел, что там растёт мелкая травка, и обычно у этой травки очень мелкие корешки. Такие люди способны только на очень мелкие дела, не требующие усилий. Они могут делать только те вещи, которые совпадают с их комфортным состоянием и которые не требуют никаких усилий. Этим людям нельзя отказать в чувствительности, этих людей можно часто увидеть в церкви: они плачут, когда есть проповедь, когда идёт прославление;  на призыв проповедника «давайте возлюбим друг друга» со слезами кидаются друг к другу с объятьями. Но когда от слов нужно перейти к реальному делу, их слёзное умиление и религиозный подъём сразу же заканчиваются. Эти люди очень романтичны, они очень любят читать книжки о жизни святых, о подвигах миссионеров, они ничего не имеют против добродетели, против нравственности, против аскетизма, но они хотят попасть в Царствие Божие без всякого усилия. Для таких людей в Царствие Божье нужно въехать только в вагоне высшего класса. Что же мешает им отдаться Иисусу Христу полностью? Это камни, каменистый пласт, который лежит под наружным слоем хорошей почвы, и эти камни не позволяют корням растения проникнуть глубже. В душе человека таким каменистым пластом является себялюбие. Себялюбие закрыто тонким слоем  чувствительности и добрых порывов. Когда нужно углубиться, осуществить что-то в жизни, сделать какое-то доброе дело, то внутри восстаёт себялюбие и рождённое им самосожаление. Эти чувства берут верх, и если есть вначале какой-то порыв сделать что-то великое, тут же они начинают себя жалеть. Себялюбие совершенно не согласуется с лишениями, даже если эти лишения только в воображении. Себялюбие тут же их сохраняет. Как только Слово Божье  начинает говорить о том, что за что-то нужно платить своей совестью, своей жизнью, страданиями, лишениями, пересиливать самих себя, самосожаление тут же начинает коварно шептать: «Да стоит ли так мучиться, стоит ли так напрягаться, ведь Христос любит нас такими, какие мы есть, не слишком ли дорогая плата за это за всё, ведь можно и без различных убеждений обойтись, без этих жертв». В результате, при малейшем стеснении – измена и отступничество.   

Третий тип людей, в душе которых Слово Божье остаётся бесплодным, показан в (Мк.4:7; 4:18,19). Это люди, которые одновременно хотят угодить и маммоне, и Богу.  Они где-то внутри желают жить по законам Божьим, хотят, чтобы в их жизни всё было хорошо, но не хотят отказываться от мирской суеты, от мирских забот. Они кончают тем, что постепенно вся эта компромиссная жизнь, водоворот мирских забот постепенно отводит их от Бога, вытесняет из  души светлое, Божественное, святое. Если эти люди не борются  с какими-то земными пристрастиями во имя Евангелия, то рано или поздно они становятся пленниками суеты, денег. Слово Божье их уже не спасает и совершенно не трогает. Попытки таких людей установить в своей жизни равновесие между Богом и маммоной, приносят один и тот же результат: они переходят к маммоне. Многие люди пытались достичь компромисса между Богом и маммоной, заниматься бизнесом и заниматься Богом, но душа - это существо целое, неделимое, поэтому невозможно найти такой компромисс, душа двоиться не может  (Мф.6:24). Такие люди тоже не совсем пригодны для Царствия Божьего.

Когда мы видим таких людей, рассматриваем эти три типа почвы, то можем заметить, что вроде бы много семян Слова Божьего пропадает безрезультатно. Получается, что из четырёх типов почвы   только один приносит плод (Мк.4:8; 4:20). Кто же эти люди? Это, как правило, люди целостные, цельные, у которых слово не расходится с делом, они, слушая Слово Божье, воспринимают Его и пытаются исполнить в своей жизни. Они живут по указаниям этого Слова, в послушании этому Слову, но и у этих людей не всё складывается благополучно, потому что про них Господь говорит, что люди по-разному исполняют Слово. Такие люди в разной степени посвящены этому Слову, потому что написано, что повиновение евангельскому слову не бывает одинаковым, потому что один приносит плод в 30, иной в 60, иной в 100 крат. Один может выполнить третью часть, возложенную на него, другой  почти две трети, и лишь немногим  удаётся полностью, в совершенстве исполнить всё. Это люди избранные, это те, о которых Господь говорит: «Я нашёл мужа по сердцу моему, который исполнит все хотения мои» (Деян.13:22).

Когда мы читаем про 4-й тип почвы, то видим, что в этом есть много плюсов, и, слава Богу, есть такие люди. Но в этом есть много минусов, потому что внутренне мы где-то себя сравниваем и замечаем, что ничего, кроме расстройства или удручения нет, потому что большинство из нас относится к первым 3-м типам почвы, и нам ничего не светит. Есть много плюсов ещё и потому, что мы понимаем, что абсолютное большинство людей такие, которые относятся к первым трем категориям. И им как раз очень сильно нужен Иисус Христос.  Людей четвертого типа очень много, они очень ярко сияют в мире, на фоне того, что сегодня делается. Мы видим тёплое или холодное отношение к Евангелию. Современность сегодня диктует именно такое христианство: дряблое, слабое, гуманистическое. Люди, относящиеся к четвёртому типу, возвышают Слово Божье. Они светят для нас, как маяк, они, как источник, потому что они решились на то, что многим из нас не под силу: они отдались Слову беззаветно и исполняют Его до конца. Мы всё равно одной ногой стоим в мире и выбираем какие-то выгоды этого мира, а одной ногой в Евангелии, а эти люди, которых мы считаем просто юродивыми, глупыми, совершенно непрактичными, не приспособленными к этой жизни, доверились полностью Господу. Они живут в бедности, в поношении, гонении, живут в  таких условиях, к которым мы не готовы. Рядом с Богом находиться невероятно сложно, невероятно высокие требования, но  только там покой, и с годами мы начинаем эти вещи понимать.

Какие уроки мы можем извлечь из притчи? Если мы действительно хотим,  чтобы Евангельское Слово давало внутри нас обильный плод, если мы готовы трудиться над этим, то мы должны сегодня постараться изучить почву наших сердец, выяснить, что же мешает произрастанию Слова Божьего. Это с нашим сердцем мы должны делать постоянно, мы должны выяснять, что же мешает Слову Божьему проникать в сердце. Нам нужно разобраться, представляет ли наше сердце каменистую почву или, может быть, это проезжая дорога, где все семена, которые Господь посылает нам через  проповедников, через людей, через природу, просто отскакивают или тонут в зарослях мирской суеты. Надо понимать, что указанные типы в чистом виде встречаются редко. Обычно в человеческом сердце есть всего понемножку, от каждого типа, и тип человека, тип почвы можно определить лишь преобладанием той или иной черты. Чтобы определить тип почвы, можно перейти к каким-то практическим шагам. Нужно помнить, что самый главный в этой жизни - Господь. Господь может сделать чудо, и какими бы чудовищными, бездейственными мы ни были, мы понимаем, что Господь  - Всемогущий, и если на Него уповать, то, рано или поздно, Он всё равно протянет нам руку и будет нас менять  (1Кор.3:7). Люди, которые сеют в нас Евангелие, заботятся  о нас, есть ничто, а всё - Бог. Он всё делает, именно к Нему должны быть направлены молитвы и прошения о плодах в этой жизни, но, при всём нашем уповании на Бога, нельзя быть спиритуалистами, списывающими всё на Бога и говорящими: «Господь, Ты за всё отвечаешь, а мы ничего не будем делать, мы будем приносить Тебе жертву в виде денег, в виде баранов, индульгенций, а Ты будешь всю работу делать за нас». Библия разбивает в прах такую позицию в (Иак.4:17).

       Что мы можем сделать с этими четырьмя  видами почв? Какие практические шаги мы можем сделать? Людей первого типа из плотского, животного самодовольства может вывести только какая-то катастрофа, которую любящий Господь посылает в их жизнь, Бог и к таким людям небезразличен. Ничего этих людей не пробивает. Их пробивают только потрясения, болезни, банкротство, страхи, аварии и т. д.  О таких людях нужно молиться, не пытайтаясь изменить стереотип их мышления. Господь может изменить людей только в том случае, если мы не будем мешать. Мы должны находиться рядом, любить и поддерживать отношения. При обычных условиях такие люди  никакого совета слушать не захотят, все советы даст Бог,  даст советы подчас кровью, подчас страданием, болью. Не пытайтесь быть Богом,  не пытайтесь выполнять проблемы своих мужей и проблемы своих жён. Бог всё сделает, позвольте им выстроить отношения с Богом. Будьте готовы к тому, что  Бог перепрыгнет через вас, как через защитников, ходатаев, Бог умеет  прыгать. Очень часто верующая жена закрывает неверующего мужа или верующий муж пытается закрыть нечестивое поведение своей жены. Бог умеет прыгать, Он перепрыгивает и разбирается с тем, с кем Он может разобраться, самым неожиданным образом.

Люди второго типа обращены к проезжей дороге, к пёстрым впечатлениям, которые проносятся через сознание, подобно бесконечной веренице машин, раздражителей.  Наша забота силовым методом поставить загородки, чтобы по дороге нашей не ездили и не ходили. Мы не можем запретить грязным мыслям приходить в нашу голову, но мы можем запретить вить гнёзда, иными словами, нужно соблюдать гигиену рассудка, сознания. Христианство - это религия решений, а не эмоций и чувств. Даже если мы не чувствуем, мы принимаем решение, и  потом приходит Господь. Мы делаем первый шаг, мы задерживаем или совсем остановливаем поток восприятий, связанных с современной ежедневной жизнью, назойливо загромождающей всяким хламом наш мозг.  С чего начинается наш день? С телевизора и с новостей. Нам говорят, что всё  плохо. Потом мы  идём на работу, на работе сплетни. Пожив месяц в череде таких обстоятельств, мы вдруг замечаем, что внутри нас формируется какая-то пустота,  что мы очерствели. Нужно поставить преграды, остановить наплыв впечатлений, жить более уединённой жизнью. Обязательно нужно обеспечить себе часы уединённой вдумчивости и тишины. Современный человек боится тишины, ему, как всем язычникам сегодня, нужны хлеб и зрелища, чтобы ярко сверкало, громко гудело, потому что эти элементы язычества всё больше и больше приходят в  нашу жизнь. Всё больше мы боимся остаться один на один с Богом. Поэтому мы подчёркиваем свою стадность, когда мы приходим и собираемся вместе, потому что вместе мы шумны.  Нам нужно вспомнить, что каменный пласт надо каким-то образом взломать и удалить. Это трудная и скучная работа, но другого выхода у нас нет, каждому из нас нужно очистить своё сердце и своё поле. Нелёгкая работа предстоит с нашим самолюбием и самосожалением. Просто  вырвать самолюбие и удалить нет никакой возможности, но можно отламывать его по кусочкам, самое главное, не жалеть себя. Нас просят о чём-то, а нам не хочется, но мы можем постараться чуть-чуть преодолеть себя, постараться переступить своё нежелание и самосожаление. Если мы это сделаем, то кусочек своего себялюбия отломим, и мы будем стараться продолжать такую работу настойчиво и упорно. Целеустремлённость должна быть в нашей жизни, никто от нас много не требует, возьмём для начала столько, сколько сможем, отломим столько, сколько можем в своей жизни.

Людям третьей категории, у которых терние заглушает всходы евангельского посева, нужно помнить, что маммоне и Богу служить одновременно невозможно. И если мы избрали служение Богу, то терние  и сорную траву нужно каждый день потихонечку выпалывать.  Это методичная, скучная  работа, но если мы этого не будем делать каждый день, то сорняки разрастутся и заглушат Слово Божье  навсегда. Каждый день дисциплина и решения. Если мы хотим, чтобы в нашем сердце была любовь к Богу, то должна присутствовать некая схема. Любовь «филео» и любовь «эрос» строится по одной и той же схеме: на первом месте стоят чувства, на втором – мысли, на третьем - дела. Как работает эта цепочка? Например, я люблю эту женщину  (мужчину), начинаю думать о ней (о нём),  начинаю делать дела. Как только  первая часть куда-то улетучиваются, всё это огромное строение рушится, рушатся семьи. Но Божья любовь «агапе» совсем другая, она строится совсем по другому принципу: решение, дела, чувства. Мы принимаем решение любить свою церковь, эту женщину, этого мужчину, этих детей, пастора. Мы ничего не чувствуем, но мы принимаем решение, потом мы начинаем делать дела. Самый лучший выход из депрессии, из безразличия – это начинать принимать решения и делать. Чем раньше мы начинаем выпалывать сорняки, тем лучше. Пока терние  находятся только в зародыше, их легко выполоть,  пока желания только в мыслях и ещё не перешли в наши дела, их легко побороть, но если они укореняются и начинают переходить в наши действия, тогда с ними бороться намного  сложнее. Когда наша почва каким-то образом подготовлена, то сама обработка души способствует  потом произрастанию Слова Божьего, а мы должны заботиться об этой обработке души. Мы должны создавать условия. Аскеты говорят: «Паши свою жизнь, душу, сердце плугом покаяния, каждый день перепахивай, потому что есть свойство утрамбовываться и приходить в состояние привычки, забудь, что ты святой, что ты что-то стоишь, тебе каждый день нужно не вставать с колен,  каждый день покаяние». Нам есть за что каяться,  мы не имеем преимущества перед  другими людьми: «Удобряй душу молитвой, орошай слезами сокрушения, постоянно выпалывай дурную траву страстей». Грязные, мерзкие страсти будут, потому что Адам и Ева оказали нам такую  услугу, пустив страсть в нашу жизнь, и нам придётся жить с этой страстью. Чем больше мы будем жить с этой страстью, тем больше мы будем понимать свое бессилие, и тем больше будем понимать необходимость в Иисусе Христе.

 Проповедовал Л. Н. Бойченко.