Библия говорит, что Новый Завет составлен из лучших обетований. Чем Новый Завет отличается от Ветхого Завета? Ветхий Завет, если мы говорим о периоде, говорит о приходе Иисуса Христа. Иисус - это откровение того, что происходило в Ветхом Завете. А ещё слово  «завет» означает договор, и когда мы говорим о завете, мы говорим о договоре. Все мы заключали когда-либо договоры, и если были изменения, то обновляли эти договоры. Договор изменился, условия изменились, заключен новый договор, старый не имеет силы. Первый договор был заключен через Моисея с еврейским народом. Библия говорит, что закон является детоводителем к Христу, он был дан по причине беззакония народа, до того, как придёт  Христос Спаситель. Потом  был заключён новый договор. Кто-то говорит, что разница  между этими двумя заветами в том, что закон перестал существовать, когда был заключен новый договор. Если закон остался, в чём суть нового завета? Закон Божий не был устранён и никуда не делся. Суть в том,  что когда Бог давал постановления народу, Он хотел, чтобы люди исполняли и жили этим, через  это имели праведность, через это они могли меняться, стать светом для народа и проповедовать  Бога, веру всем языческим народам. Случилось то, что они неправильно это поняли, они это всё изменили, и получились фарисеи, с которыми Иисус вёл борьбу. Если мы неправильно сегодня понимаем вопрос благодати и закона, с нами происходит то же самое, что случилось в Ветхом Завете. Мы перестаём понимать правильную позицию Бога. В (Евр.3:10). Мы видим, что  люди, которые были Божьим народом, постоянно заблуждались сердцем и не познали Божьих путей. Закон был, но они не хотели его понять, потому что это было достаточно сложно сделать, и они придумывали всякие ухищрения.

    В Новом Завете  в (Евр.8:11-13) Бог говорит: «Вложу закон Мой в сердца их», и это значит, что по новому завету закон никуда не делся, только изначально он был записан на  каменных скрижалях и должен был каким-то образом в сердце попасть. Мы знаем, что он туда не попал, этот закон был мёртвым, он перестал действовать, перестал функционировать в жизнях людей. Не сам закон обветшал, обветшал завет, который был заключён. Новый Завет не отменяет тех требований, которые Бог дал. Писание говорит, что такое благодать в (Тит.2:11-14). Если благодать нас ничему не учит, то она нас не спасает. Бог обещает нам, что законы будут в наших сердцах, будут внутри нас, мы будем этим жить, и нас не нужно будет обучать познавать Бога, это будет уже не от нас, а по благодати.  Благодать нас научает отвергать нечестие и мирские похоти.  Откуда мы знаем, что такое мирская похоть и нечестие? Где мы это возьмём? Дух Святой обличает нас, Он вкладывает это в нас, и мы, читая Слово Божье, начинаем понимать, что правильно, что неправильно. Без закона мы не сможем узнать, что такое грех, узнать, нечестие это или нет.  В Библии написано, что мы под благодатью. Благодать научает, чтобы мы отвергли грех, чтобы понимали Божье Слово, чтобы мы размышляли над ним. Это труд, потому что искушения и соблазны всегда присутствуют (Евр.3:8-11).

  Мы иногда очень легкомысленны в своих отношениях с Богом, очень поверхностны. Мы хотим исцелений, благословений, веря в это твёрдо, хотим это получить по обетованию, по Слову Божьему, но Завет - это обоюдное,  мы не можем по вере что-то от Бога требовать, не являясь исполнителями  своей части договора. Павел говорит, что поэтому многие больны, немощны и немало умирают. Он писал это про христиан. Почему? Потому, что не размышляют, потому, что не думают, не углубляются в Бога, не углубляются в Слово Божье. Бог хочет, чтобы мы стали погружёнными в исследование дела (Притч.25:2).

    Молитва всуе - это нарушение заповеди. В этом нет благословения, хотя вроде бы человек помолился, правильно сделал, но если он это сделал в суете, то сделал хуже себе, нарушив Слово Божье (Исх.20:7). Одно из действий, которые сложно сделать, это останавливаться, чтобы Бога познать (Пс.45:11). Как мы можем познать Его, если у нас свои пути кругом, у нас расписание, нам нужно сделать то и это, у нас на Бога расписаний нет. Всуе этого делать не стоит. Чтобы иметь отношения с Богом, нужно уделять время, ведь когда мы с людьми общаемся, когда серьёзный разговор, то мы стараемся, чтобы никто не мешал, закрываем дверь, отходим в сторону. Мы порой к Богу относимся несерьёзно. Проблема у Израильского народа была потому, что  они постоянно заблуждались сердцем (Евр.3:10-12). Бог хочет, чтобы мы углублялись, чтобы мы были достаточно серьёзными в своих отношениях  с Ним, с Его Словом и друг с другом, чтобы мы не были поверхностными, ведь именно это вызывает негодование в сердце Бога.

           Когда мы говорим о Новом Завете, Слово Божье входит внутрь нас, и здесь даже не столь важно, как мы поступили, в отличие от Ветхого Завета, в котором  расписано,  как нужно поступить, и важно было просто всё правильно сделать. В Новом Завете  Иисус дал нам заповеди блаженства («нагорную проповедь»), в которых Он говорил о внутреннем состоянии людей: блаженны кроткие, блаженны нищие духом, жаждущие правды, блаженны, когда вас гонят за Его Имя. Почему? Потому что для Бога важно не то, что мы сделали, а то, что у нас внутри, кто мы есть. Если человек некроткий, если он не жаждет правды, не любит Бога, то какая разница, как он поступил. Если он поступил хорошо, нам от этого может быть есть какая-то выгода, если плохо поступил, то мы можем немного пострадать, но для него нет никакой пользы. Суть в том, что если Божьего закона нет в наших сердцах, если наша сущность не изменилась, то всё равно, соблюдаем мы праздники, не соблюдаем праздники, ходим в церковь или не ходим в церковь, это новый завет. Он  в нашем сердце, закон Божий в нашем сердце. Если человек кроткий, он не может вас обругать, а кто может, ему нужно будет сдерживать себя, чтобы поступить кротко, но даже если он сдержал себя и не обругал вас, он не стал кротким, в следующий раз вам всё скажет. Если человек гордый в своей сущности, не важно, что он однажды смиренно поступил, гораздо важнее стать смиренным. Бог говорит, что Он сделает, что это будет в нас, и если этого нет, возникает вопрос, живёт Бог там или нет.  Если мы видим, что нет в нас кротости, нам нужно сказать: «Господь, я хочу, чтобы Ты пришёл, хочу жить по Твоему завету, соверши это во мне, пусть заповеди будут внутри меня, потому что сам по себе я совершенно не кроткий, сам по себе я гордый, и это в сердце моём, я был рождён таким». Новый завет освобождает нас от закона в плане конкретных предписаний. Для Бога гораздо важнее, чтобы мы стали смиренными, кроткими, и это делает Дух Божий, если мы ищем Божьего лица, если мы приходим в Его присутствие постоянно. Если мы поверхностны, этого не произойдет. Один раз прийти, наполниться Богом, а потом уйти, однажды прочитать Библию и думать, что всё. Божья благодать, Божье Слово, Божий Дух должны  поступать в нас регулярно, и если этого не происходит, мы высыхаем, и уже ничего не остаётся. Смотришь в сердце, а там уже нет ничего, там снова гордость, снова своеволие. Когда Дух Божий приходит,  всё меняется. Это есть благодать.

      Бог изменяет нас, для Него важно не то, что мы сделали, а кем мы становимся. Он говорит, что мы соль и мы свет, здесь Он говорит о качествах, а не о конкретных поступках. Если мы свет, мы не можем не светить. Дерево плохое не может приносить плодов хороших, и дерево хорошее не может приносить плодов плохих. В нас постоянно идёт борьба, потому что плоть и дух друг другу противятся, мы боремся, поэтому Бог и говорит, чтобы мы наблюдали за собой. Дух Святой наполняет наши сердца, чтобы  не оказалось в нас сердца лукавого, и чтобы мы не отступили от Бога Живого.  Для нас есть шанс. Поэтому Писание говорит, чтобы мы становились более глубокими, для этого и нужны молитвы, Слово Божье, и размышления, это очень важно, чтобы мы размышляли, рассуждали. Если мы глубоки в отношениях с Богом, то Божий завет, Его заповеди исполняются в нас во всей полноте. Нас не нужно будет учить, чтобы мы познавали Бога, каждый будет научен лично Им.  Когда мы будем научены Богом, между нами не будет распрей, не будет разногласий, потому что один и тот же Дух Святой не может производить разделения, не может давать разные идеи об одном и том же, Он не спорит Сам с Собой, Бог в мире Сам с Собой. Если между нами происходят распри, значит, кто-то не наполнен Духом Божьим. Мы  можем называться христианами, но не быть ими. Мы можем называться праведниками, но не быть ими, можем  приходить, искать Бога, искать, чтобы Он исцелил и не получать, потому мы не исполняем свою часть завета.

         И в Ветхом, и в Новом Завете Бог достаточно строг. Христиане представили Бога милым иудейским раввином с овечкой на руках. Но когда мы читаем Деяния апостолов, то видим, что Бог далеко не таков (Деян.5:1-6). Ранняя  церковь показала нам, насколько Бог серьёзен.  Он поклялся в гневе Своём, что  в Его покой не войдут непокорные.  Бог не отменяет Своих решений: один раз сказал - и не войдут. Да будет в нас желание иметь Божий страх, стать более серьёзными в своих отношениях с Духом Святым, в своих отношениях  с Богом,  с Библией, со Словом Божьим. И если мы будем размышлять и рассуждать, то сила Божья придёт, есть и среди нас люди, которые имеют эту силу. Сила есть, и она проявляется, она может быть в каждом из нас. Богу не жалко этой силой, не жалко даров, исцеления, Он просто хочет, чтобы мы стали равноправными в этом завете с Ним, чтобы мы Его познали. Ветхозаветным евреям нужны были благословения, мясо, одежда, развлечения, исцеления. Мы от них ничем не отличаемся, и нам то же самое нужно. Бог был не против того, чтобы они всё это имели. Он был против их поверхностности, потому что они  не хотели с Ним дружить, тратить время на отношения, не хотели быть с Ним, им было скучно с Богом (Евр.2:1-3). У нас должно быть ревностное отношение к тому, что Бог делает. Он вкладывает в нас, но хотим ли мы, чтобы Он вкладывал, без нашего разрешения этого не будет. Если мы не приходим на общение с Богом, если мы не приходим на чтение Слова Божьего, мы не пропитываемся этим (Евр.4:2). Слово должно быть растворено. Кто-то говорит, что ему достаточно по воскресеньям слышать Слово, но этого недостаточно, это всё равно, что сказать, что мы хлеб уже ели, нам больше не надо, мы уже всё ели, всё попробовали.  Нет, мы постоянно хотим кушать, мыться, это то, что касается тела, а то, что касается души? И здесь тоже должно быть постоянное обновление, мы не имеем право суетиться, а если осуетились, то нужно  в этом покаяться. Если мы молимся набегу, то нам  нужно в этом покаяться, мы Имя Бога всуе употребляем. Давайте будем отделять достаточное время для служения, для отношений, ведь мы отделяем время для мужа, для жены, встреч, телевизора, друзей. Пусть для нас будет это свято, чтобы Бог не вознегодовал на нас.  

Проповедовал пастор церкви С. Н.Гревцев.